Особенности работы няни в семье с ребёнком- аутистом .

Дети – аутисты – дети дождя, нераскрывшиеся цветы , люди – загадки, непробившиеся чистые ручейки. Задача взрослых – открыть для них мир , а миру — показать те бесценные крупицы чистоты, таланта, которые надёжно спрятаны в этих маленьких головках.

Сейчас всё чаще родители прибегают к помощи агентств по подбору няни такому ребёнку.

Но стоит ли приглашать няню для ребенка-аутиста?

Если исходить из потребностей исключительно ребенка, то няня для аутиста – это плюс еще один новый человек с новыми подходами, вариантами игр и общения, это в принципе – новая личность, с которой необходимо знакомиться.
Если вы няня – профессиональный психолог, тем более детский, который знаком с нюансами общения с подобными детками – это еще один довод в пользу ребенка, поскольку, такой человек позволит скорректировать некоторые моменты взаимодействия с малышом, подскажет что-то новое, интересное, что может принести положительный результат, эффект в решении проблем.

Будущей няне следует помнить о том, в каком особом психологическом состоянии находятся родители такого ребёнка. Напряжённость, переживание в таких семьях, сильнее, чем в семьях с детьми с другими тяжёлыми нарушениями развития. Стресс в большей степени проявляется у матерей. Это и понятно. Ребёнок в силу своих особенностей не поощряет мать, не смотрит в глаза, не любит сидеть на руках, не выделяет её из других людей и т.д. Это приводит к депрессивности , астено-невротическим проявлениям. И здесь няне ,как опытному специалисту, нужно будет проявить выдержку, понимание , избегать конфликтных ситуаций

Также положительный момент в пребывании няни в доме – у ребенка может возникнуть ощущение некоторой самостоятельности, оторванности от мамы, ведь няня как человек со стороны смотрит на проблему извне, а значит может быть более объективной и находить более рациональные способы взаимодействия с ребенком. Кроме того, присутствие няни позволит родителям найти для себя время: на увлечения, возможность вырываться из замкнутого круга, почувствовать себя свободными, и тогда их ребенок, глядя на них , также будет чувствовать себя менее замкнутым и более самостоятельным , менее скованным.

Какая должна быть няня для особого ребенка.

Одним из главных требований к няне является профессионализм(педагогическое образование, опыт работы с детьми в инклюзивных классах, дошкольных учреждениях), соблюдение этических норм общения, владение методами обучения не только детей, но и родителей.


Приглашая таких специалистов к своему ребёнку, родители рассчитывают прежде всего на вашу помощь .
Няня должна всегда сохранять спокойствие, избегать эмоциональных всплесков. В первую очередь потому, что эмоции, которые «хлещут через край» могут вызвать дополнительный стресс.

Нужно быть готовым к тому, что всё новое вызывает у ребенка-аутиста панику, поэтому очень важная задача – научиться правильно реагировать в экстремальные моменты, и не помешать в обретении ребенком нового опыта реакции на стрессовую ситуацию. Быть уравновешенной и постараться не вмешиваться в ситуацию. Именно свой собственный, самостоятельно обретенный новый опыт позволит почувствовать уверенность, защиту.

Ваша же миссия зачастую суметь держать себя в руках. Пусть победа будет одержана ценой небольшого синячка или ссадины, но это будет настоящая, хотя и маленькая, но истинная победа.
Общаясь с маленькими гениями, няня обязательно должна помнить, что они тоже хотят общаться . Проблема для них состоит в отсутствии навыков выходить на контакт с внешним миром и парализующий страх. Общение с ними – способ преодоления этого страха в разных жизненных ситуациях. Постоянно «включать» ребенка в реальность и таким образом создавать условия, в которых он будет постоянно получать новый опыт из внешнего мира, и при необходимости помогать ему учиться обращаться с этим новым знанием. Отсюда вывод: включить – значит спровоцировать ребенка устремиться к новому, непознанному.
Заметьте, горизонты интересов у таких детей нам, увы, не известны. Поэтому необходимо ограничивать себя в словах – командах : «нельзя», «осторожно», «не трогай», «не будем», «не надо», «пока рано, потом» и т.п. Предоставлять малышу больше самостоятельности, свободы выбора и передвижений, подстраховывать лишь при необходимости, обусловленной угрозой жизни или здоровью.

Мышление маленького человека должно быть направлено на позитив, когда не страшно, а интересно, приятно. Зафиксируйте в памяти ребенка каждый позитивный момент выхода на контакт с внешним миром и его обитателями – и тогда страхи и обусловленные ими стрессы станут мягче, легче, а некоторые, возможно, пройдут.
И ещё ! С такими подопечными необходимо общаться много и по-разному: разговаривать, ставить вопросы ( причём стараться открытые, требующие развёрнутого ответа), играть, «вмешиваться» в их игру, изучать и предлагать неизвестные предметы, явления, всячески провоцировать на обретение нового, живого опыта. Тогда с каждым разом малыш будет воспринимать такие « инъекции» всё спокойней.
Как правило, дети-аутисты идеально послушны, причины их плохого поведения носят зачастую физиологический характер. Желание вредничать у таких деток может свидетельствовать о каком-либо возникшем у них дискомфорте, например, плохом самочувствии. Посему, общаясь с малышом-аутистом, следует быть достаточно наблюдательным, особенно, если ребенок не может разговаривать.
Наблюдательность же поможет нам найти новые подходы к ребенку, новые предметы, процессы, явления, которые могут быть для него интересными и которые в то же время страшат его. Задача няни – найти, увидеть эти возможные интересы малыша и помочь ему, избегая или минимизируя страх, познакомиться с предметом его интереса. При этом, необходимо помнить, что вмешательство в восприятие ребенком нового должно оставаться по возможности минимальным.
Будучи как можно дольше свидетелем игр и других занятий малыша, искренне стараясь вникнуть в смысл происходящего и производимого им, вы сможете обрести новые пути взаимопонимания. Дав человечку почувствовать, что смысл его действий не раздражает и не удивляет вас, а наоборот, вы тем самым «приоткроете дверцу» для выхода на контакт «с той стороны мира».
Любовь к своему воспитаннику, принятие его таким, каков он есть, помнить, что он тоже должен любить себя, и, что особенно важно, себя в мире и мир, в котором он живет.
Все остальные обязанности няни такие же как и с обычными детьми.
Не забывайте, что главное в такой работе стрессоустойчивость, огромное желание помочь ребёнку в развитии , готовность стать помощником его родителям .